Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:
- Понятие фирменного наименования
- Субъекты прав на фирменные наименования
- Содержание права на фирменные наименования
- Распоряжение правом на фирменное наименование
Понятие фирменного наименования Выполнение задачи идентификации субъекта экономической деятельности возможно только в том случае, если фирменное наименование будет содержать определенный набор информации. Действующее законодательство предусматривает для различных юридических лиц различный набор информации, включаемый в фирменное наименование.
Договор о передаче фирменного наименования учредителям организации
Исходя из этого, получается, что распоряжаться можем, а передавать нет, странно получается, фирменное наименование является интеллектуальной собственностью, а не священные ли правила собственности говорят о том, что быть собственником в полной мере, как раз и означает: владеть, пользоваться и распоряжаться, так получается, передача права не входит в смысл слова распоряжаться? Так как распоряжение правом на фирменное наименование, прежде всего, сопряжено с самостоятельным определением судьбы объекта исключительного права, то, по нашему мнению, такой закрытый перечень форм распоряжения правом на фирменное наименование противоречит принципу свободы договора, согласно которому стороны могут заключать договор, не предусмотренный законом, но соответствующий его общим началам и смыслу.
Договор на использование фирменного наименования
Некоторые факты действительности должны находить свое отражение в фирменном наименовании. Например, в случае изменения наименований населенных пунктов, названия которых включены в фирменное наименование, оно автоматически изменяется (п.
7 Положения о фирме). Очевидно, что фирменное наименование не должно вводить возможных контрагентов в заблуждение. В связи с этим представляется обязательным своевременное внесение изменений в фирменное наименование, отражающих, например, изменение организационно-правовой формы юридического лица или изменение характера деятельности (если характер деятельности был отражен в фирменном наименовании).
Включение определенных сведений в фирменное наименование может приводить к изменению правового статуса ряда лиц: так, если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем (п. 4 ст. 82 ГК РФ).
Статья 1474. исключительное право на фирменное наименование


Наконец, закон признает лишь отраслевую исключительность права на фирму, т. е. не считает нарушением использование такового коммерческой организацией, работающей в ином сегменте рынка. 730.
Образец лицензионного договора на товарный знак
2 ст. 1474 ГК РФ правило о запрете предоставления другому лицу права использования фирменного наименования; использовать нормы, предусмотренные абз. 2 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым «правообладатель по своему усмотрению вправе разрешать или запрещать другим лицам использование результатов интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации».
Право на фирменное наименование.
Можно предположить, что такой подход вызывался осознанием значительной коммерческой ценности фирменного наименования. Существует один случай, когда фирменное наименование будет охраняться независимо от регистрации.

Исходя из п. 1 ст. 15 Конституции России нормы международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед внутренним законодательством.