Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно. Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно. Пример 4 В организации, основным видом деятельности которой являются лесозаготовки, водитель автобуса (габаритная длина автобуса – 7,5 м) осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля – 5 ч при 5-дневной рабочей неделе.
Разделение рабочего дня на части (орлова е.)
Так как режим работы является существенным условием труда, установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части по инициативе нанимателя в процессе трудовой деятельности должно осуществляться в связи с обоснованными производственными, организационными, экономическими причинами, о чем необходимо предупредить работника письменно не менее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). Если такой режим рабочего времени не был ранее согласован с профсоюзом для занимаемой работником должности (профессии), решение о его установлении необходимо согласовать с профсоюзом.
Образец уведомления об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала. При отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда трудовой договор (контракт) прекращается по п.
5 части второй ст. 35 ТК.
Необходимость разделения рабочего дня на части
Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:
- вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
- отдых и питание в перерыв включаются;
- у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.
Условия и порядок оформления разделения трудового дня Скачать форму трудового договора Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:
- Труд должен носить особый характер.
Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений.
Разделение рабочего времени на части

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.
Доплата за разделение рабочего дня на части
Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:
- Участники судов гражданской авиации.
- Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
- Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
- Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
- Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
- Сотрудники связи.
- Люди, которые занимаются уходом за животными.
- Служащие субъектов Спецстроя.
- Сотрудники наземного электрического ТС.
Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.
Разделение рабочего дня на части
Положения о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников в организациях связи, утвержденного постановлением Минсвязи РБ от 08.12.2010 № 25 (далее – Положение № 25). В случае производственной необходимости, а также при производстве работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), для отдельных категорий работников организаций связи наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии) рабочий день может разделить на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с 2 и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.
При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.

- Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
- Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
- Утверждение внутреннего акта.
- Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня.
Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.
На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения.
Оплата рабочего дня, разделенного на части
Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы. Разделение дня для водителей электротранспорта и метро Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127.
Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:
- Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
- Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью.
Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:
- водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
- водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.
Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.
Существующие доплаты за разделенный рабочий день Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.
При разделении рабочего дня на части труд водителя автомобиля может быть организован по 2 вариантам, наиболее применяемым на практике: 1) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель не выполняет никакой другой работы; 2) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель выполняет другую дополнительную работу. Оплата труда водителей автомобилей при разделении рабочего дня на части осуществляется в соответствии с положениями, действующими в организации.
Варианты организации труда водителей Рассмотрим организацию и оплату труда водителей автомобилей по указанным вариантам. Вариант I В этом случае работа в качестве водителя автомобиля отличается значительной неравномерностью в течение рабочего дня.
При этом график работ (сменности) может составляться с 2 выходами на работу.
Доплаты при разделении рабочего времени на части
Основанием для введения такого разделения является занятость водителей автомобилей на работах, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), например водителей автобусов коммерческих строительно-монтажных организаций, коммерческих организаций лесного хозяйства и других, занятых на перевозке основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. В том случае, когда водитель автомобиля в течение рабочего времени (смены) полностью не загружен выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности либо не требующая его дополнительного обучения.
Поручение водителю автомобиля дополнительной работы оформляется другим письменным трудовым договором (контрактом).
Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным. Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада.
Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного. Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:
- женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
- гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
- управляющему аппарату РЖД – 30%.
При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку.