Основы законодательной техники в уголовном праве

Ковалева, причислившего к законодательно-техническим компонентам принцип экономии репрессии, принципы стабильности и динамичности уголовного законодательства, правило соответствия санкции реальной общественной опасности преступления во всех возможных его вариантах.[487] Думается, что указанные разнородные компоненты выходят за рамки техники построения уголовного законодательства. Они определяют существо уголовно-правовых предписаний и задействуются, соответственно, на стадии формирования законодательной воли. Так, правотворец объявляет преступлениями только те деяния, с которыми иными правовыми (неуголовными) средствами бороться невозможно. При установлении уголовно-правового запрета он рассчитывает, что запрещаемые им деяния длительный период времени будут представлять общественную опасность.

Особенности техники уголовного закона

Важноimportant
Жени, который противопоставил законодательную технику «основным, субстанциальным элементам юриспруденции – элементам моральной и социологической природы».[485] К сущностным аспектам правотворчества относятся, к примеру, решения о криминализации и декриминализации деяний, пенализации и депенализации. Эффективность применения правовой нормы, конечно же, зависит от законодательной техники, оттого, насколько искусно выработаны содержание и форма данной нормы.

Однако главным образом ее эффективность определяется сутью, т. е. сущностью правовой нормы, тем, насколько соответствует реалиям законодательная воля. Уголовно-правовые предписания, не обусловленные социально, сказываются «мертворожденными» (прав был Герберт Спенсер, рекомендуя законодателю «прежде чем вмешиваться в социальные процессы, тщательно их изучить»[486]).

Юридическая техника в уголовном законодательстве

Инфоinfo
В ка­честве основных нарушений отмечаются: отсутствие унифика­ции по структуре и стилю изложения; противоречие действую­щему законодательству; отсутствие единства терминологии; не­соблюдение обязательных правил отмены устаревших норма­тивных актов или внесения в них изменений и дополнений; де­кларативность, отсутствие механизма действия, реализации принимаемых норм; многословность и мелкотемье (издание документа по узким, мелким проблемам). Анализ судебной практики показывает, что значительное количество правовых споров вызывается низким качеством подготовки таких юри­дических документов, как договор, соглашение о намерениях, претензия, исковое заявление и т.п.

Этих и ряда других проб­лем можно избежать, владея приемами юридической техники. Объектом исследования является юридическая техника в уголовном законодательстве.
Предметом исследования выступает уголовное законодательство.

Особенности средств, приемов и правил законодательной техники уголовного права

Она дает знания о конкретных условиях оформления какого-либо юридического документа, совершения какого-либо дей­ствия, позволяет предвидеть правовые последствия, вытекаю­щие из определенного юридического факта. В более прикладном плане о важности юридической техни­ки рассуждают и зарубежные специалисты.
Как известно, од­на из целей юридического образования — научить студентов думать, говорить и писать юридически правильно. Недоста­точно одного лишь подхода к анализу юридической ситуации.


Необходимо еще соответствующим образом изложить резуль­таты проведенного анализа. Многие думают, что главное — устное изложение. Но современная юридическая практика де­лает больший акцент на письменном изложении.
Великолеп­ной юридической проницательности даже вкупе с отличными ораторскими способностями редко бывает достаточно.
В условиях высокой интенсивности правотворческого процесса в обнов­ляющейся России и активизации правотворческой деятельно­сти субъектов Российской Федерации в последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов.
Эти данные неутешительны. Нарушений в этой сфере слишком много, что чаще всего объясняется игно­рированием элементарных правил юридической техники.

Основы законодательной техники в уголовном праве

В определениях последней говорят о правилах,[495] приемах и методах,[496] правилах и приемах,[497] правилах, средствах, приемах и методах,[498] средствах и приемах[499] и т. д. Полагаем, что ее первичными компонентами являются средства, приемы и правила.

Вниманиеattention
Средство в узком смысле трактуется как «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности».[500] Поэтому под средствами законодательной техники должны пониматься не явления или методы (способы), a sui generis нематериальные инструменты законодателя, например, юридические конструкции (конструкции преступления, освобождения от уголовной ответственности и др.), термины. В отличие от них приемы – это способы осуществления чего-нибудь.[501] Следовательно, приемы исследуемой техники суть способы построения нормативных предписаний, в том числе соединенные с использованием определенного средства.

Особенной части УК РФ так, чтобы она указывала четкие границы, отделяющие одно преступление от другого, с ним сходного или смежного, и чтобы признаки, введенные в эти статьи, примыкали друг к другу; 6) вырабатывая санкции отдельных статей, законодатель должен стремиться к тому, чтобы санкции эти были согласованы между собой; 7) состав преступления должен быть изложен таким образом, чтобы каждая статья охватывала все типичные формы этого преступления; 8) статьи должны быть выражены такой формулой, которая описывала бы мысль законодателя общими признаками, в противном случае законодатель должен будет прибегнуть к перечню отдельных случаев, предусмотреть которые он считает нужным, и в результате закон будет изложен в казуистической форме[3]. Примерно такие же правила законодательной техники, но в меньшем объеме и без объединения в группы по классификационным признакам приводили М.Д.

Можно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что абстрактный прием изложения нормативного материала соответствует более высокому уровню развития юридической культуры, однако казуистический прием правового регулирования позволяет учитывать характер тех общественных отношений, которые являются его объектом. В определенных случаях необходимость особого регулирования отдельных видов общественных отношений объективно требует применения казуистического приема при создании специальных уголовно-правовых норм.

Примером тому могут служить составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ) и составы специальных должностных преступлений в сфере правосудия (статьи 199—305 УК РФ), воинские должностные преступления и т. п.
Поэтому логично предположить, что для того, чтобы уметь соста­влять такие документы, необходимо владеть техникой юриди­ческого письма (приемами юридической техники). Для обеспечения высокого уровня разработки и исполне­ния юридических норм поддерживается и развивается теория права, одной из задач которой является достижение справед­ливости и эффективности правовых норм.
Инструментом этой науки служит юридическая техника. Рассмотрим некото­рые ее элементы, но сначала проанализируем такие понятия, как юридическая техника и язык права.1 Юридическую технику в широком смысле можно опреде­лить как совокупность средств и методов, посредством кото­рых цели, намечаемые или преследуемые властными органами гражданского общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм.
В содержание законодательной техники включают в этом случае и нормы, закрепляющие основную правотворческую процедуру (законодательную инициативу, порядок внесения и рассмотрения проектов и др.),[469] правила и приемы опубликования законов,[470] организационно-методические правила перевода актов с одного языка на другой,[471] требования того, чтобы нормативные акты содержали указание на дату и место их принятия, а также подпись должностного лица.[472] Надлежащая организация работы по подготовке проектов нормативных актов, а также процедура их принятия и подписания играют, безусловно, важную роль в правотворчестве, но непосредственного отношения к выработке нормативных предписаний не имеют.
Вообще, для любого творца, по справедливому замечанию Гегеля, «служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им не достает надлежащей формы».[491] Форма уголовного права подразделяется на внутреннюю и внешнюю. При создании внутренней формы выделяются отрасли, подотрасли, институты и, наконец, «кирпичики» – нормы и нестандартные уголовно-правовые предписания. Таким образом, создается скелет уголовного права, его структура. Внешняя форма уголовного права, прежде всего, представлена в его языковой оболочке и структуре уголовного закона (если право выражено в такого рода источнике). Отсюда, в правообразовании явно просматривается процесс внешнего оформления права, в ходе которого также используются специфические средства и приемы (термины, примечания, перечневый и ссылочный приемы и т. д.).

Раздел: Без рубрики