Законодатель обязывает до обращения в суд направлять претензию по следующим спорам:
- об изменении или расторжении договора;
- о выплатах по договору ОСАГО;
- о перевозках грузов и/или пассажиров;
- об оказании услуг связи;
- о качестве туристического продукта.
Перед тем как готовиться к судебному разбирательству по вышеперечисленным правоотношениям, необходимо в установленный срок обратиться к исполнителю (продавцу, изготовителю) с письменной претензией, затем выждать установленное на получение ответа время и только после этого предъявлять иск. ВАЖНО! Включение в договор условия об обязательном направлении претензии перед подачей иска может расцениваться как ущемление прав потребителя по сравнению с законодательно закрепленными правилами (ст. 16 закона «О защите прав потребителей», далее — «закон»).
Обращение в суд – лучший способ защитить потребительские права
Процедура решения спорных ситуаций, которые часто возникают между потребителями и продавцами, полностью описана в Законе «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП). Если возникла необходимость отдать в магазин некачественный товар или вернуть деньги за некачественно оказанную услугу, то первым делом стоит внимательно изучить статью 18 и статью 29 указанного закона.
Перед обращением в суд следует попробовать урегулировать дело мирно, при помощи подачи в магазин досудебной претензии. Даже если продавец не удовлетворит законные требования, изложенные в претензии, или вовсе не ответит на нее, это предоставит основания для подачи судебного иска и взыскания с продавца штрафных выплат (пункт 6 статьи 13 ЗоЗПП).

Сам себе юрист
Заседание открывается с проверки явки участников процесса, поэтому приходить в суд следует с паспортом гражданина РФ или иным удостоверяющим личность документом. Судья разъясняет участникам процесса их права и обязанности.
Судебные прения по потребительским спорам проводятся при участии народных заседателей, если сумма иска не превышает 30-ти минимальных оплат труда. Суды по сумме иска, превышающим 30 МРОТ, проводятся судьей единолично, если у участников процесса нет возражений.

В ходе заседания судья предлагает сторонам составить мировое соглашение – документ, отражающий суть достигнутых мирных решений по существу дела.
Судебная практика по защите прав потребителей
Каждый потребитель, который приобретает различные товары и услуги, обязан быть ознакомлен со своими законными правами. Данные знания обязательно пригодятся в случаях, когда человек приобретает некачественный товар, или товар имеющий брак.

Основная причина кроется в том, что подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются не в сторону продавца.
An error occurred.
Как составить досудебную претензию? Бланк претензии для быстрого составления претензии вы можете скачать по ссылке в конце статьи. В основной части претензии указывается:
- наименование товара и дефект, который был в нем обнаружен (услуга, которая не устроила потребителя);
- ссылки на документы или законы, которые регулируют взаимоотношения между покупателем и продавцом;
- требования покупателя (возврат товара или его замена);
- срок ответа на претензию (10 дней) и указание на тот факт, что при отсутствии ответа продавца в установленный срок покупатель оставляет за собой право обратиться в суд.
Необходимо составить сразу 2 экземпляра этого документа, чтобы на той копии, которая остается у покупателя, проставить отметку о принятии и дату, а также подпись и должность лица, принявшего документ.
Как проходит досудебная защита прав потребителей?
Роспотребнадзора № 764 от 16.07.2012), по результатам которой он вправе:
- дать предписание нарушителю о восстановлении прав потребителя;
- привлечь его к административной ответственности (в рамках компетенции, обозначенной ст. 23.49 КоАП);
- обратиться в суд за защитой прав потребителя.
Если выявленные нарушения выходят за рамки полномочий Роспотребнадзора, его должностные лица могут направить материалы проверки в лицензирующие органы, прокуратуру, полицию. Письменную жалобу потребитель определенных товаров и услуг может также направить в государственный орган, уполномоченный на проведение государственной политики в соответствующих сферах: в Банк России — по поводу банковского вклада, в Министерство здравоохранения — в связи с приобретением лекарства и т.
д.
Обращение в суд по защите прав потребителей
В этом случае пошлина выплачивается, но при выигрыше дела ее заставят выплатить продавцу. Если цель иска – защита интересов неопределенного круга потребителей, то речь о взыскании сумм с ответчика идти не может.
Подача иска предполагает лишь судебное решение о запрете действий, нарушающих права широкого круга потребителей. Если иск имеет целью защиту законных претензий покупателя, которые продавец отказался исполнять в добровольном порядке, с него взыскиваются штрафы вне зависимости от того, было ли подобное требование в иске.
Проведение судебных заседаний Проведение судебных заседаний Защита прав потребителей судебная защита относится к категории общих гражданских дел, поэтому она происходит в открытом режиме. На процессе имеют право присутствовать все желающие, за исключением детей до 16 лет (если их не вызывали для допроса или дачи свидетельских показаний).